E-mail: sales@vbusiness.ru
8(924) 439-39-13 Горячая линия
Очень актуальным при проведении интервьюирования остаётся вопрос достижения максимального соответствия действительности тех данных, которые респонденту приходится вспоминать, опираясь на прошедшие события.
Основная проблема в этом случае состоит в непреднамеренном совершении ошибок в связи с невозможностью полностью положиться на свою память, которая зачастую даёт сбой. И в случае необходимости получения объективной информации, на которую изначально настроен процесс опроса, необходимо учитывать целый перечень факторов, которые влияют на передачу данных с прошлого респондента.
Факторы, влияющие на способность вспоминать события
Если рассмотреть все обстоятельства, которые имеют влияние на возможности участников интервьюирования чётко воспроизводить факты и события прошлого, то необходимо выделить:
Все эти обстоятельства напрямую влияют на достоверность воспроизведения событий при различных опросах и возможности привязывать эти события к конкретному отрезку времени.
Как работает человеческая память
С научной точки зрения такую зависимость можно попробовать объяснить особенностями работы головного мозга и, в частности, отдела, отвечающего за память. Некоторые события в человеческой памяти сохраняются с чёткой привязкой к месту и времени происходящего. За их сохранение отвечает эпизодическая память. В другой её части, именуемой семантической, хранятся данные без обязательной привязки к каким-то событиям из нашей жизни и имеющие абстрактное значение.
Использование того или иного вида памяти напрямую зависит от промежутка времени, в котором происходило интересующее нас событие и частоты его повторения.
Как избежать ошибочных ответов на вопросы, связанные с прошедшими событиями
Таким образом, на ведущие роли при опросе респондентов касательно их прошлых деяний и впечатлений выходит необходимость снизить до минимума негативное влияние временного фактора. Этого можно достичь с помощью:
- минимального разброса во времени по отношению к интересующему вопросу;
- ведения отсчёта от знаменательных событий в жизни человека, что позволяет ему привязаться к конкретным воспоминаниям;
- использования ассоциативных ступенек, позволяющих связывать события;
- использования наводящих вопросов;
- ссылки к ответам на предыдущие вопросы;
- использования, по возможности, записок и данных, освежающих память.
Социологам и аналитикам в сфере маркетинга постоянно приходится ...
Открытые вопросы служат для различных целей, но в большинстве ...
Проведение маркетингового исследования, как и любая другая ...
На сегодняшний день существует много различных методик проведения ...